Суббота
20.04.2024
14:47
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ детский сад № 5 г.Сердобска
Главная Регистрация Вход
Страничка логопеда »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Страничка логопеда

консультативный пункт для родителей
 
ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
 
 учитель-логопед высшей категории
 
Людмила Юрьевна Зюзина 

 

 

Коррекция речи – дело серьезное!

Оно деликатное, и очень сложное.

Одним педагогам речь не исправить,

Помощь родителей надо добавить.

Семья – это главный специалистам  помощник,

Если мы вместе – эффект будет точно!

 

Развиваем речь ребенка летом: на кухне, на даче, на прогулке.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, на даче, на кухне.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

 

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по темам:

 

"Семья", "Овощи", "Фрукты", "Посуда", "Продукты питания", "Бытовая техника". Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете.Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Называйте свои действия (нарезаю, пермешиваю, солю, обжариваю); показывайте ребенку, что и как вы делаете. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Пусть ребенок занимается рядом с вами, копирует ваши слова и действия; "готовит" еду, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает вам, что он делает.

 

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: "Лето", "Цветы", "Насекомые", "Деревья", "Ягоды", "Растения сада", "Лето".

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов "Вскопать", "подрыхлить", "прополоть", "удобрить" и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их роста, цветение, плодоношение, увядание; узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты.Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость и др.).на первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего ребенка.

Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

Надувать воздушные шарики;

Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

Собирать, перебирать ягоды;

Помогать взрослому полоть грядки;

Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель).

В дождливые дни можно:

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Перебирать крупы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

Вышивать (крупным крестиком);

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата.

Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

Полоскать рот;

Жевать боковыми зубами;

Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

Лизать эскимо.

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Солнечного, Вам, лета и приятных впечатлений!

 


 

Нормы речевого развития дошкольников.

Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.
Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.

  

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

Ребенок к четырем годам :

  • правильно произносит все звуки родного языка.
  • использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
  • составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
  • понимает содержание картинок и рассказывает, что на них нарисовано.
  • правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
  • правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
  • пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.
  •  

Ребенок к пяти годам :

  • правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.
  • употребляет в речи простые и сложные предложения.
  • пользуется прямой и косвенной речью.
  • поддерживает непринужденную беседу.
  • составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

Норма усвоения звуков (по годам):

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-6 лет

 

Звуки

АОЭ

ПМБ

ИЫУ

ФВ

ТДН

КГХЙ

С З Ц

 

Ш Ж

Ч Щ

Л

Р

Что может привести к нарушениям речи?

Наследственность, осложненная беременность матери ребенка, родовые травмы, тяжелое протекание детских болезней, неблагоприятное влияние среды на ребенка, органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы), травмы, ушибы головного мозга, патология органов речевого аппарата: расщелина нёба, неправильный прикус, короткая уздечка языка и многое другое, нарушение слуха. Нарушения речи бывают разные по степени тяжести: от нарушения произношения одного и нескольких звуков до полного отсутствия речи (алалия).

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллек­том, имеющим ряд особенностей развития речи: нарушения в произнесении слов (упрощения, перестановки
слогов); грамматические ошибки в речи; нарушение произношения, путаница звуков; меньший словарный запас, чем у их сверстников. Таким детям нужно научиться правильно произносить слова и
все звуки в них, усвоить грамматическую основу русского язы­ка, пополнить словарь.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР):

Это диагноз, который ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящим или произносящим неправиль­но целый ряд звуков. Им нужно поставить и закрепить все нарушенные звуки, а потом научить их отличать от тех, с которыми они смешивали.

Дизартрия:

Этот диагноз ставится детям в результате органического поражения централь­ной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем пе­риоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной сто­роны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Будьте внимательны к вашему ребенку, вовремя обращайтесь за помощью к специалистам: невропатологу, логопеду.

 


 

Cогласование существительного с числительным в речи детей.

Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д.

Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.

Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.

В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета. Учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.

При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей, при показе образования каждой новой количественной группы для первого знакомства с числом подбирают предметы мужского рода, потом – только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используют любые предметы.

«Один – два»

Для первого знакомства с числом подбираются слова мужского рода, затем женского рода, а затем используют любые предметы.

Показываем пальчиками правой и левой руки поочередно:

Существительные мужского рода:1 пальчик – 2 пальчика; 1 зайчик – 2 зайчика;

1 петушок – 2 петушка; 1 гусь – 2 гуся;

Существительные женского рода: 1 курочка - 2 курочки; 1 коза – 2 козы; 1 кошка – 2 кошки; 1 собака – 2 собаки; 1 мышка – 2 мышки [6].

«Веселые числа»

 

А теперь слушайте эти вопросы показывайте пальчиками и называйте ответы (правильные ответы - в скобках).

Сколько у человека носов? (1 нос)

Сколько у человека ног? (2 ноги)

Сколько на ладошке пальцев? (5 пальцев)

Сколько у зайца ушей? (2 уха)

Сколько у собаки глаз? (2 глаза)

Сколько у кошки лап? (4 лапы)

Сколько у птицы крыльев? (2 крыла)

Сколько в комнате окон?

Сколько в комнате шкафов?

Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала, дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой.

Мы воспитываем умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.

«Один, два, три, четыре, пять».

Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (плюшевый мишка, красный шарик, зеленое яблоко и т.д.):в роде и числе.

1 красный шарик, 2 красных шарика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…,10 красных шариков.

«Исправь ошибку»

Прислать книга 5. Выслать посылка 4. Мама купить шуба 2. Приехать папа через день 6.

Играйте, с детьми!

 


 

 

 

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz